Обеспечение устойчивой реинтеграции внутренне перемещенных и возвращающихся лиц на юге Кыргызстана

Обеспечение устойчивой реинтеграции внутренне перемещенных и возвращающихся лиц на юге Кыргызстана

С января 2012 года ЦСМЗ реализует проект «Обеспечение устойчивой реинтеграции внутренне перемещённых и возвращающихся лиц на Юге Кыргызстана».

В рамках проекта проделывается следующая деятельность:

• Мониторинг защиты. Команды мониторов ЦСМЗ в рамках выездных миссий постоянно находятся на связи с местными сообществами, а так же органами местного самоуправления г. Ош, Ошской, Баткенской и Жалалабатской областей.

• Мобилизация сообществ. В 2012 году ЦСМЗ, на основании данных мониторинга, провёл работу по эффективной мобилизации адресных сообществ в решении социальных проблем, являющихся одними из источников конфликтов. Было оказано содействие в создании местными сообществами и органами местного самоуправления Общественных комитетов, направленных на решение местных проблем. Для данных групп в целях эффективной мобилизации проводились тренинги и консультации по социальному партнерству и построению команды, фандрейзингу и разработке проектов на грант. В результате, сообществами практически во всех адресных секторах собственными силами и при содействии специалистов по мобилизации ЦСМЗ реализовано несколько проектов по решению социальных и инфраструктурных проблем (мелкий ремонт дорог, строительство небольших мостов, очистка территории и др.). При софинансировании малых проектов УВКБ ООН/ЦСМЗ, и при большом вкладе самих сообществ, местного самоуправления и государственных органов, сообществами реализовано 39 проектов по решению социальных и инфраструктурных проблем из которых 9 реализованы в красной зоне, 30 – в желтой.

Из них:  8 проектов связаны с улучшением доступа к медицинским услугам (2 – строительство ФАП ов, 6 – ремонт ФАПОв и ГСВ ); 11 проектов – доступ к дошкольному и среднему образованию; 4 проекта – ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и их предупреждение (очистка каналов и строительство мостов); 8 проектов – по благоустройству (доступ к воде и санитарии, обустройство территории, организация досуга детей); 3 проекта связаны с созданием новых рабочих мест для сообществ.

При этом общий вклад сообществ составил 5 578 655 сом, вклад ОМСУ – 1 868 480 сом, вклад частных лиц – 179 220 сом, вклад УВКБ ООН/ЦСМЗ – 1 871 806 сом. Данная деятельность, совместная работа сообществ по реализации указанных проектов, существенно повысила уровень доверия между различными (этническими) группами населения, доверия населения к органам местной власти, а так же внедрила навыки самостоятельного решения социальных и инфраструктурных проблем сообществ.

• Обменные визиты Общественных комитетов. Программа по мобилизации сообществ была завершена Обменными визитами. В ходе Обменных визитов члены ОК и ИГ имели возможность ознакомиться с DSCN1717результатами работы, обменяться опытом друг с другом. Особую успешность имели проекты с большим финансовым участием местного сообщества, т.к. эти проекты дали уверенность в силах решать подобные глобальные проблемы сообщества другим ОК и ИГ. Итогом Обменных визитов стал Круглый стол, на котором участники продолжили обсуждение методов реализации проектов и мобилизации сообществ, так же были подняты вопросы по устойчивости реализованных проектов и инициатив сообществ по решению местных проблем. Без внимания не остались и проблемы, с которыми столкнулись отдельные ОК и ИГ в ходе мобилизационных работ. Поднятые проблемы также активно обсуждались, ОК и ИГ, которые сталкивались с подобными проблемами и успешно их решили, с готовностью делились своим опытом. О достижении определенного конструктивного диалога между сообществом и ОМСУ ярко демонстрировал тот факт, что представители ОМСУ также открыто и активно делились опытом взаимодействия с ОК и ИГ.

• Горячая линия. В отчетный период продолжил функционирование один номер горячей линии, который работал 5 дней в неделю с 8.00 до 18.00. В 2012 году поступило 863 звонка от бенефициаров. Статистика поступивших звонков показывает динамику количества в сторону уменьшения. Это объясняется тем, что общая ситуация с безопасностью имела тенденцию к улучшению. В течение отчетного года большее количество звонков были связаны с вопросами соответствующего уровня жизни, далее следуют звонки по вопросам документов личности. И наоборот, весь год наблюдался спад звонков, связанных с безопасностью, правами человека и недвижимостью.

• Документирование. В отчетный период была продолжена деятельность по содействию в восстановлении документов, удостоверяющих личность путем:
Предоставления юридических консультаций об упрощенном порядке восстановления документов, удостоверяющих личность, таких как Паспорт, Свидетельства о рождении, Свидетельства о заключении брака, Свидетельства о расторжении брака, Свидетельства о смерти (1 873).
Содействие в подготовке пакета необходимых документов (заявлений, объяснительных, справок, форм идентификации личности и др.) каждому заявителю (1 497);
Представления интересов в государственных органах, таких как ОПВРР, ЗАГС, Адресное Бюро, Айыл Окмоту, Военкомат, Информационный Центр УВД Ошской области (1 329).
В рамках проекта, было продолжено оказание содействия в виде оплаты государственной пошлины на изготовления ID-паспорта для уязвимых слоев населения (556).
Вышеуказанная работа осуществлялась в Ошской области 2 юристами, в Жалалабадской области командой из 4 юристов, в Баткенской – 1.

• Правовая помощь. Юристами ЦСМЗ была проведена активная работа по оказанию индивидуальной правовой помощи бенефициарам проекта по гражданским и административным делам. В целом была проведена работа по 170 делам, в том числе с представлением в суде.